Автомобильный и железнодорожный транспорт позволяет человеку добраться в любую точку маршрута. При всех неоспоримых достоинствах, он обладает существенным недостатком. Это повышенный уровень шума, который способствует акустическому загрязнению окружающей среды. Вредное воздействие шума вблизи железнодорожных и автомобильных магистралей испытывает на себе примерно 10% населения. При этом законодательно, кроме различных правовых нормативов, утверждены два ГОСТа, регламентирующие уровень шума в жилых районах (ГОСТ 12.1.003-83 и 19358-85).
Если предельный уровень шума превышен, то негативное воздействие распространяется на селитебные зоны пассажиров и обслуживающего персонал. В качестве основных источников шума можно рассматривать:
При передаче вибрации по дорожному полотну или путям при движении транспортного средства, возникает и так называемый структурный шум. Согласно СанПиНу 2.1.2 2645-10 в дневное время эквивалентный уровень шума не должен превышать 48дБа, а в ночной период не более 30дБа.
В процессе анализа процессов шумообразования можно выделить три основных группы звуков:
Их интенсивность во многом определяется скоростью движения транспортного средства. При минимальных скоростях, не превышающих 60 км/ч, шум от оборудования будет носить преобладающий характер. Аэродинамические шумы становятся весьма ощутимыми на скоростях, превышающих 120 км/ч. Определенный вклад в общую ситуацию вносит дребезжание кузовных деталей. Это особенно актуально для подвижных составов, которые перемещаются на значительных скоростях. Они же издают определенные звуки в момент торможения, во время попадания колес на стыки рельсов и ударах об них.
Чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду и попасть в предельный уровень шума, специалисты применяют различные меры. Вибрации, которые возникают при перемещении колес, крайне нежелательны. Если речь идет о железнодорожном транспорте, то проблема решается путем шлифовки поверхности рельсов и создании бесстыковых полотен. В отношении автомобилей, уровень шума, возникающего при соприкосновении покрышек с дорожным полотном, определяется качеством дорожного покрытия, наличием шипов на колесах.
Износ железнодорожных рельсов носит волнообразный характер, при котором на отдельных участках путей возникают периодические неровности. При чрезмерном износе колес железнодорожного состава уровень шума также существенно возрастает.
Для соблюдения ограничений по уровню шумности железнодорожных составов используют специальные накладки на рельсы. Как и в случае с железнодорожными путями, автомагистрали ограничивают специальными шумозащитными экранами. Малые акустические экраны принадлежат к категории средств ближней звукоизоляции. Такое заграждение выступает отличной защитой от распространения шумов на местности. Другой действенной мерой шумозащиты возле автомагистралей считается высадка деревьев в виде живой изгороди.